Почему дети не должны быть удобными: мнение психолога
» » Почему дети не должны быть удобными: мнение психолога

Почему дети не должны быть удобными: мнение психолога


Практически каждый родитель мечтает об идеальном ребенке, который как на рекламном буклете или в телевизионном ролике спокойно сидит и строит башеньки из кубиков, улыбчив и послушен. На практике, как правило, многим молодым родителям воспитание малыша дается тяжелым трудом, а обычные игры далеко не всегда так надолго его увлекают. И так хочется, чтобы малыш стал послушным и спокойным, чтобы с ним было удобно и работать, и наслаждаться материнством. Но всегда ли удобные дети − это хорошо? Разобраться в этом вопросе поможет Анастасия Яхонтова − Монтессори-педагог, психолог, гештальт- терапевт.

— Анастасия, расскажите, какие это − “удобные” дети?

― Удобные дети – это абсолютно послушные дети. Они живут четко по расписанию (едят и спят в строго отведенное для этого время), тихо играются, не шумят, не капризничают и не закатывают истерик. Не мешают родителям работать, самостоятельно играют, очень усидчивы, убирают за собой игрушки, не задают лишних вопросов, ничего не просят и беспрекословно слушаются родителей. Они не перечат, не спорят, не высказывают своих желаний, которые взрослым придется выполнять, они делают то, что им говорят, даже если сами этого не хотят. Это спокойные, скромные и вежливые дети. И так до бесконечности можно говорить, какие они с положительной точки зрения и удобства для взрослого.

С ними очень комфортно, потому что они приносят минимум неудобств. Для них непослушание мамы или папы приравнивается к нелюбви и отвержению. И поэтому они стараются делать все, чтобы угодить родителям и быть любимыми.

Если привести пример из мира игрушек, то это машинки на радиоуправлении. Хочешь – нажал кнопочку, она едет в определенном направлении, не хочешь – пульт в сторону и машинка стоит. Хочешь – катаешь ее без пульта или делаешь какие-то трюки. Они зависят от другого и полностью под его контролем.

— Можно ли сделать детей “удобными” и к чему это может привести?

— К большому сожалению, можно. И многие родители активно этим занимаются. Удобные дети вырастают в удобных взрослых. Поскольку такие дети долго сдерживали свои чувства и эмоции, копили то, что им не нравится делать, но нужно. В будущем это прорывается наружу.

Как правило, у таких детей много обиды и злости, они могут вырасти в довольно агрессивных и жестоких взрослых, которые могут ненавидеть своих родителей. Все, что долго копилось, может найти выход в алкоголе, наркотиках, привести к преступности.

Они вырастают в неинтересных взрослых, которые мало чем интересуются и не имеют собственного мнения. Они не могут понять, чего же им в жизни хочется, поскольку родители в детстве указывали, что и как делать. Грубо говоря, как стоять, сидеть, ходить…

Они будут безынициативными и зависимыми от других. Они так же, как и в детстве, будут делать абсолютно все, чтобы заслужить любовь. И это зачастую в ущерб себе.

Они будут слушать оскорбления и обвинения в свой адрес, и соглашаться, что сами виноваты, у них будет низкая самооценка.

— Почему, на Ваш взгляд, дети не должны быть “удобными”? Какими они должны быть?

— Дети не должны быть удобными для кого-то, потому что это «удобство» мешает им жить и развиваться. Дети должны быть спонтанными, шаловливыми, активными, спорящими, неутомимыми исследователями окружающего мира.

Они полны сил и энергии, и без устали испытывают взрослых на «прочность». Делают много шума вокруг себя и совершают собственные ошибки, которые помогают им самостоятельно корректировать свое поведение. Дети постоянно спорят, ведь так они учатся отстаивать свое мнение. Они могут неистово кричать и плакать лишь потому, что они не получили того, чего хотели.

Они делают это по собственной инициативе, а не под руководством взрослого и поэтому внутри абсолютно свободны. Чем больше у человека свободы, тем больше у него в жизни творчества, любви и счастья. Они активно выстраивают взаимоотношения со всеми окружающими. Одним словом – они диаметральная противоположность удобным детям.

— Какие ошибки чаще всего допускают родители в воспитании своих детей, что приводит к их замкнутости и неуверенности в будущем?

— Первое, что приходит на ум, – ограничивают их свободу , то есть контролируют каждый шаг и руководят ими, как марионетками. «Сделай то», «Пойди туда», «Там не бегай», «Не кричи», «Сиди тихо» и все в этом духе. Так ребенок учится ориентироваться на другого и очень не уверен в том, что делает самостоятельно.

Также слишком много строгости в жизни ребенка не идет ему во благо. Строгость схожа с диктаторством. Ребенок четко исполняет то, что нужно родителю и абсолютно не понимает зачем и для чего. Детям очень важно позволять немного шалостей, чтобы поддерживать его внутренний огонек детства.

Слишком мало любви и ласки и замена этого денежным эквивалентом.
 Для ребенка любовь – это основа из основ. Ощущение любви и частые прикосновения помогают ему чувствовать себя уверенным, открытым для других и любимым. А когда родитель заменяет свою любовь и внимание подарками, то ребенок перестает чувствовать, что его любят и закрывается.

Настроение родителей − самая грубейшая ошибка. Когда у мамы хорошее настроение, она что-то позволяет, чего нельзя было вчера, а потом настроение становится не самым лучшим и все меняется. У ребенка нет уверенности, и он не знает, как реагировать. У него откладывается в подсознании: «все равно, что делаю я, главное, какое у мамы настроение».

Непоследовательность в воспитании убивает в ребенке любую уверенность в себе или в жизни в принципе.

Слишком мало времени для воспитания . Когда ребенок видит, что мама и папа постоянно работают и мало времени проводят дома, в его картине мира это приравнивается к тому, что родители его не любят. Он в этом не уверен и закрывается от такого неласкогового внешнего мира.

— В каких ситуациях может потребоваться помощь специалиста и чем он сможет помочь?

— Помощь специалиста может потребоваться, когда ребенок замкнут, не уверен в собственных силах, когда из-за «вселенского» послушания у него есть трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, когда он слишком тих и не протестует (это может быть признаком сдерживания своих эмоций).

Специалист может помочь ребенку стать более уверенным, открытым, наладить взаимодействие с окружающими, поможет безопасно выражать свои чувства. Но эффект будет, если родители тоже приложат максимум усилий для «оживления» собственного чада. А это значит, что нужно будет работать в тандеме со специалистом, и менять стиль воспитания. А это очень непросто. Идеально было бы, если бы за помощью специалиста параллельно обращались и взрослые. Ведь изначально воспитание «удобных» детей идет от родителей, в первую очередь от мамы.

— Анастасия, спасибо Вам за познавательный диалог! Успехов Вам и всего доброго!

— Спасибо большое! До свидания!

Leave a Reply